Пятница, 1 ноября

Рынок внедорожников в РФ

3 ноября '08
Рынок внедорожников в РФ

По итогам прошлого года Россия признана самым крупным европейским рынком внедорожников – за 12 месяцев 2006 г. отечественные автомобилисты приобрели 238,3 тыс. таких машин. За первое полугодие 2007 г. объем продаж внедорожников приблизился к 193 тыс. единиц. И это не предел возможного. В перспективе высокий спрос на полноприводные модели в стране не просто сохранится, но и возрастет. Благоприятной конъюнктурой рынка спешат воспользоваться как отечественные, так и иностранные производители внедорожной техники.

В минувшем году на территории РФ было продано свыше 238,3 тыс. полноприводных машин, что на 36% больше, чем годом ранее и составляет 13,4% в общем объеме продаж легковых автомобилей в стране. Из них 185,7 тыс. автомобилей – зарубежных брэндов, или 18% от более чем миллиона реализованных за этот период иномарок. Важно отметить, что это самый большой объем продаж внедорожников в Европе за прошедший год.

Но, судя по динамике прироста внедорожного сегмента, максимальные показатели еще впереди. По прогнозам Национального агентства промышленной информации, в России к 2010 г. продажи автомобилей данного класса могут достичь 650 тыс. ед., или 20% от общего объема сбыта легковых автомобилей в РФ.

Наиболее высокие темпы прироста продаж внедорожников в 2006 году продемонстрировали премиум-брэнды, которые практически удвоили сбыт своих SUV. Определенную роль сыграло появление на рынке целой группы новых игроков: Audi Q7 / Ауди Q7, нового Mercedes-Benz GL-class / Мерседес-Бенц GL-класса, Infiniti FX / Инфинити FX, Hummer H3 / Хаммер H3 и ряда других моделей. Большим спросом пользовалась и хорошо известная модельная линейка Lexus RX / Лексус RX.

Что же касается более доступного сегмента автомобилей с полным приводом – от 25 до 35 тыс. долл. – то здесь самыми востребованными оказались уже известные, проверенные практикой автомобили: Hyundai Tucson / Хендай Туссан, RAV4 / РАВ4, X-Trail / Х-Трэйл, Grand Vitara / Гранд Витара. Причем спрос зачастую опережал предложение, и клиентам приходилось ждать заказанные машины от нескольких недель до нескольких месяцев.

По итогам первого полугодия кроссоверы и внедорожники в общей структуре продаж новых легковых автомобилей в России заняли еще более весомую долю – 17,2%, то есть прирост только за период с января по июнь 2007 г. составил 3,8%.

Доля автомобилей данного сегмента в структуре российского рынка иномарок выросла на 4 процентных пункта – до 22%. Полноприводные автомобили обошли по объему продаж машины класса D и закрепились на второй строчке клиентских предпочтений вслед за традиционно сильным в России классом C.

Если же оценивать структуру продаж иностранных внедорожников по размерным подгруппам, то основная доля, а это около 65%, традиционно приходится на легкие модели SUV – именно такие автомобили заняли первые пять позиций в рейтинге продаж.

Весьма примечателен тот факт, что и китайские автостроители начали экспансию на автомобильный рынок РФ именно с внедорожников. Помимо прямого импорта из КНР, китайские внедорожники собирают в Калининграде – модель Chery Tiggo / Чери Тиго; на Урале на заводе «АМУР» – модели ZX Landmark / ZX Лендмарк и Geely CK-1 / Джили CK-1; в ФГУП ПО «Златоустовский машзавод» – внедорожник Shuttle; в Карачаево-Черкесской Республике на «АК ДерВейс» – интернациональную разработку Derways-3131 и т.д.

Что касается традиционных российских автозаводов, то они также все большее предпочтение начинают отдавать сегменту SUV. Доля SUV в структуре производства легковых автомобилей в России за последние три года возросла с 10,76 до 12,46%. Если в первом полугодии 2005 г. на территории РФ было выпущено 53,8 тыс. автомобиля данного класса, то за аналогичный период 2006 г. – уже 62, 4 тыс. За шесть месяцев текущего года на территории РФ изготовлено 73, 4 тыс. внедорожников (это без учета продукции ЗМА).

Полный текст обзора опубликован в сентябрьском номере журнала «Автобизнес».

Другие новости