Эмблема компании Peugeot / Пежо выглядит настоящим родовым гербом. Никаких дворянских корней не было, а первый из рода Пежо, изображение кого донесло до нас время, Жан-Пьер Пежо, одевался по моде Французской революции, в сюртук с алыми отворотами. Лев, царь зверей, возник из клейма, коим метила изделия из лучшей холоднокатаной стали заводы Peugeot / Пежо. Сталь попроще клеймилась полумесяцем, третьесортная, с большим содержанием углерода – отпечатком руки. Создание первого фирменного знака компании (1847 г), со львом на щите графства Монбельяр, приписывают граверу Жюстину Блазеру. Монбельяр - родина Peugeot / Пежо.
Музей компании с радостью развеет расхожее представление о марке Peugeot / Пежо: выпускала фирма кофемолки и солемолки (и до сих пор выпускает!), пилы, вилы, топоры, ружья. Представляете, как выдирали зубы клещами Peugeot или забривали в солдаты машинкой Peugeot / Пежо? Если не представляете, милости просим в Сошо! А еще дамы делали книксен в кринолинах, стальной каркас которых фирма выпускала с 1855 года. Впрочем, мода на кринолины быстро сошла…
Среди вас есть увлеченные историей кофемолок? В сувенирной лавке музея вы, без сомнения, отыщете то, что вам нужно – ретро-меленку с силуэтиком вставшего на задние лапы льва. Мы же проносимся мимо «доавтомобильного» раздела экспозиции, поскольку в отведенное время нам предстоит познакомиться с насыщенной биографией одного из крупнейших автомобильных предприятий Европы… Делом тогда заправляли Эжен Пежо и его двоюродный брат Арман. Предки Эжена, кстати, и сегодня в деле. Так, Робер Пежо возглавляет научно-исследовательский центр компании в Велизи. У Армана же не было потомков по мужской линии, и по строгим законам построения родового древа этой ветви положено было увять. «От Адама», в смысле, «от Армана», все и пошло… Он был страстным мотористом, остается сожалеть, что паровые экипажи, разработанные при его поддержке инженером Леоном Серполле, стали достоянием других музеев. Пежо познакомился с Эмилем Левассором и Готлибом Даймлером, после чего твердо решил заняться самодвижущимися экипажами. 1896 год. Основана, причем вопреки настроениям семьи, компания «Автомобили Пежо» в Лилле.
Сыновья кузена Эжена, напротив, занялись проверенным ремеслом – выпускали металлические изделия и сверхпопулярные тогда велосипеды на собственной фирме «Сыновья братьев Пежо». Располагалась она в Валентинэ. В ранней автомобильной истории легко заблудиться. Небольшие автомобили с мотоциклетным мотором, «квадрициклетки», «Сыновья» тоже пробовали строить – они, понятно, также назывались Peugeot / Пежо. А вот что такое Lion-Peugeot? И такая марка, представьте себе, существовала! Ее придумали «Сыновья», когда поняли, насколько перспективным делом занимается двоюродный дядя. Две марки объединились в 1910 году, предварительно попортив друг другу немало крови.
Музей Peugeot / Пежо не просто музей – это целый комплекс, куда входят, помимо экспозиционных площадей, еще и реставрационные мастерские, и хранилище, и ресторан с несколькими залами. И даже единственная на весь Сошо трехзвездная гостиница аккуратно вписана в территорию . Украшенный в духе Арт-Нуво комплекс здорово оживляет панельно-индустриальный пейзаж Сошо. Городок, к тому же, пострадал от налетов американо-британской авиации, одна ночь с 15 на 16 июля 1943 года унесла 125 жизней, о чем гласит памятная доска на уцелевшей церкви. Церкви, как правило, оставались целыми практически во всех городах, стертых с лица земли союзническими бомбардировками.
Музей – это прежде всего атмосфера, и в этом с заводским собранием Peugeot / Пежо немногие смогут потягаться. Нас зазывают в ту Францию, которая распускалась в коротких промежутках между разрушительными войнами, как весенние первоцветы. Ажурные оградки, фонарики, витиеватые надписи на зеркалах, как на витринах кафе-шантанов, тихая музыка… Мелодии, в которые прокрался почему-то и германский военный марш, словно возникают из ниоткуда, и так же растворяются, служа плотным фоном для на редкость содержательной экспозиции. Все машины и другие предметы в превосходном состоянии! Но где грузовики? Где экспериментальный внедорожник Peugeot 203 RA / Пежо 203 RA 1950 года и знаменитый серийный армейский вездеход Peugeot P4 / Пежо Р4? Все эти машины наличествуют в заводском паноптикуме, но либо ждут своего часа в запаснике, либо путешествуют по выставкам.
Маленькие автомобили удавались компании Peugeot / Пежо всегда лучше, чем большие. Вот почему число знатных особ, владевших машинами марки, можно пересчитать на пальцах одной руки. Не заладилось с особами с самого начала. В 1892 году тунисский бей заказал компании самодвижущийся экипаж, пожелав, чтобы его кузов был расписан в национальном стиле. За основу взяли Peugeot Type 4 / Пежо Тайп 4 с кузовом «визави». Название подсказывает, что пассажиры сидели напротив друг друга, а посередине располагался штурвал. Type 4 / Тайп 4, кстати, был серийной моделью, построено 64 экземпляра. В ту пору Peugeot / Пежо еще не выпускала двигателей, поэтому позади сидений машины бея стоял V-образный двухцилиндровый мотор Даймлера, мощностью 3,75 л.с. Уникальную машину бея прозвали «Маргариткой», поскольку в орнаменте кузова – сплошные маргаритки. История умалчивает, почему бею не приглянулась эта машина, возможно, он предчувствовал, что вскоре форма автомобилей изменится. Но заказ так и остался на заводе.
На площади 6000 кв. м выставлено около 200 автомобилей. Экспонаты сгруппированы по темам. Скажем, это могут быть автомобили в стиле «ракеты из Сошо», выпускавшиеся незадолго до войны. Стремясь придать кузовам обтекаемую форму, дизайнер Жорж Полэн спрятал фары… под узкой решеткой радиатора! Именно эта эпоха в дизайне наиболее близка Алэну Пежо, занимающему сегодня пост директора по маркетингу компании Peugeot / Пежо.
Выставлен в музее и малотипичный для фирмы образец с кузовом «купе-шоффер» - таким же, как у одного из знаменитых «королевских» Bugatti T41 / Бугатти Т41. При том, что Peugeot Type 174 / Пежо Тайп 174 образца 1923 года смотрится гигантом на фоне других экспонатов, под его капотом всего четыре цилиндра! Но это был внушительный двигатель, рабочим объемом 3,8 л, что соответствовало немалым 18-ти налоговым «лошадиным силам». Интересно, что мотор этот лишен клапанов – распределением ведают скользящие вдоль цилиндра гильзы с окнами. Бесклапанная система имела одно важное достоинство – бесшумность работы, почему в 20-е годы была очень популярна. Компанию Peugeot / Пежо, одной из первых в мире применившей головку с четырьмя клапанами на цилиндр (в 1913 году), на этот раз качнуло в другую сторону. Бесклапанные моторы выпускались фирмой достаточно долго, с 1921 по 1929 год. Статусный «купе-шоффер» возил когда-то актрису Эльвиру Попеску. А вот Папу Римского Иоанна Павла II во время его визита в Эльзас и Лотарингию в октябре 1988 года возил наспех переоборудованный в «папамобиль» и самый что ни на есть тривиальный грузовичок Peugeot 504U / Пежо 504U.
Особая тема – участие компании в спорте. На заре прошлого века фирма прославилась участием в соревнованиях на Индианаполисе – в ту пору это был единственный специально приспособленный для кольцевых гонок автодром. В мае 1913 года Жюль Гу пришел первым в Инди-500. Увы, уникальной машины нет в экспозиции, что, впрочем, ничуть не принижает ее содержательности. Во все времена спорт помогал продвижению на рынок серийной продукции. Так, едва выпустив в продажу большой дизельный седан 404, компания сделала все, чтобы привлечь внимание к необычной модели. 14 июля 1965 года на треке в Монлери специально подготовленный одноместный Peugeot 404 / Пежо 404 с дизелем установил сразу 40 мировых рекордов!
Не обойдены в спортивной секции музея вниманием и машины, побеждавшие в «24 часах Ле Ман», чемпионате мира по ралли и марафоне Париж – Дакар.