Нам, представителям излишне централизованного государства, трудно поверить, что Пекин хоть и является столицей Китая, но при этом он отнюдь не самый богатый город в этой стране. По всем статьям он на четвертом месте. На первом Шанхай, а названия двух других произнести невозможно в принципе, поэтому у нас про них еще долго никто не скажет ни одного внятного слова.
Живет в Пекине 12 миллионов человек и на них приходится 3 миллиона автомобилей. То ли всего три миллиона, то ли целых три миллиона. И 9 миллионов велосипедов.
Дороги (и в это трудно поверить) отличные. Но толку от этого мало, поскольку направление транспортного потока, его скорость и большую долю хаотичности по-прежнему определяют велосипедисты. Ездят они безобразно и ни с чем не церемонятся, увлекательно носясь поперек дороги, тротуара и газонов. Машины все это терпят и едут тихо и ведут себя подозрительно скромно. Что объяснимо. Ведь достаточно слегка нажать на газ, как под колеса с шумом, гамом и криками рухнет сразу два десятка велосипедистов.
Автомобилизацию коммунистическая партия Китая разрешила не так давно. Раньше на Права нужно было учиться целых пять лет. Но теперь Партия вмешалась в процесс и китайцы получают Права за месяц. Легенда о том, что самый дешевый автомобиль в мире – это наша Ока, китайская действительность опровергает. Цены на машины только что подросли до трех тысяч и то только потому что Партия позакрывала полторы сотни заводиков, которые из мусора и обломков строили автомобили и продавали их не намного дороже исходного материала, оптом закупленного на свалке. Нынешние автомобили Китая непременно соответствуют внутренним требованиям по качеству, но стоят все равно не так дорого. Во всяком случае как раз по карману местному населению. Но чтобы все полтора миллиарда китайцев не бросились покупать себе машины, Партия регулирует численность автопарка налогами, которые многих останавливают в задумчивости, склоняя их к метро, либо все тому же велосипеду. Кстати, метро в стране частное и у каждой ветки свой собственный владелец.
Цена на бензин жестко контролируется все тем же государством. Аналог нашего 92ого в переводе с юаней стоит 18 рублей за литр. Хотя сама переработка нефти частная.
При этом превращаться в олигархов партия никому не дает и вести свою самостоятельную ценовую политику нефтяным фирмам не позволено.
Пекин готовится к Олимпиаде и кроме невиданного строительства в и без того застроенном сверх всякой меры городе, у властей хватает сил на спешное обновление таксопарка. Старые машины срочно изымаются с улиц и на их место поступают новые, в основном Hyundai Elantra / Хендай Элантра. И это при том, что таксопарков в Пекине нет и весь извоз отдан частникам. Лицензия на работу таксистом стоит очень дорого – $ 25 000. И если на таксиста много и часто жалуются, партком может запросто отобрать у него лицензию, а деньги не вернуть.
Бояться китайский автопром бессмысленно и совсем ник чему. Нашему автопрому они не конкуренты. Дело в том, что во-первых, китайцы работают для себя, создавая машины, которые подходят для них самих, а во-вторых, прежде чем всерьез выплеснуться на экспорт, китайцы потратят очень много лет на насыщение своего внутреннего рынка, который, вообще-то, неисчерпаем. Но когда все же простое любопытство к загранице выльется в экспортную политику и над всем миром нависнет китайская автомобильная угроза, нашим все равно не станет страшно, так как невиданно быстро растущее качество этих автомобилей сразу выведет их в более дорогой ценовой диапазон, как это уже случилось сначала с японцами, а потом с корейцами.
Автомобильных заводов в Китае очень много. Есть государственные, есть частные. Совсем недавно партия настоятельно порекомендовала каждому автопроизводителю хоть что-нибудь продавать на экспорт. Раньше было все наоборот: экспорт был под запретом. На рекомендацию все ответили по-разному. Некоторые просто отчитались, еле-еле продав за рубеж пару автомобилей и на этом затихли.
А самый крупный частный автомобильный завод Китая Great Wall / Грейт Волл (Великая Стена), специализирующийся на пикапах и внедорожниках подошел к этому более конкретно и занялся экспортом всерьез. Определив для себя в том числе Россию в качестве стратегического партнера, Great Wall / Грейт Волл расширил «русский» отдел. Одних только переводчиков с уверенным знанием русского языка в нем работает 20 человек.
Завод в городе Баодин, провинции Хебей, огромный, чистый и новый, построен в 2003 году. Везде только именитое оборудование от самых известных фирм, которые поставляют свои станки всем основным производителям автомобилей во всем мире. Но при этом есть чисто китайские особенности. Например толщина металла, из которого штампуется вся жестянка на рамный внедорожник – 1 мм. Крепко сбитая машина. На всякий случай, предполагая эстетические особенности восприятия своих автомобилей за рубежом, китайцы очень сильно потратились на покрасочное оборудование, добившись невиданного качества. Выпускается здесь тот самый полноприводный внедорожник с европейским именем Hover / Ховер, на который делается основная экспортная ставка.
Кроме завода, выпускающего одну модель, недалеко стоит еще один завод. На нем делают четыре двигателя для всей гаммы: два бензиновых и два дизельных. Рядом с цехами заводоуправление и тут же жилая зона с двумя стадионами и домами для рабочих. Кадровый вопрос отсутствует. Этот завод стоит в одной из самых маленьких провинций страны, в которой живут 30 миллионов человек. И все 30 миллионов мечтают работать на предприятии Great Wall / Грейт Волл.
На сегодня у фирмы кроме Hover / Ховера в гамме есть многочисленные пикапы по имени Deer / Дир разного вида и конфигурации. Hover / Ховер создан самостоятельно и с огромным почтением ко всем современным требованиям, в том числе и по безопасности. А все поголовье Диров – это вольная трактовка на тему старой японской Тойоты ХайЛюкс и ее аналога ФоРаннер. Но между Ховером и Дирами не технологическая разница, а идеологическая пропасть. И хотя всем Дирам от роду не больше 8 лет, (так как первый пикап Deer / Дир фирма выпустила в 1998 году), кажется что разрыв между моделями в несколько поколений, но в любом случае не меньше 20 лет. Китайцы это понимают и уже приготовили к производству совершенно новый пикап. При чем пикап этот адресован в первую очередь иностранцам, которые скорее всего отнесутся к машине с подозрением, в отличие от китайских покупателей, которые неприхотливо берут все, что им дают. Поэтому фирма решила максимально серьезно поработать над дизайном машины, чтобы она сразу и безоговорочно понравилась за границей. И им это удалось. Автомобиль получился настолько интересным и привлекательным, что вызовет немалый интерес уже на уровне парадокса – красивая китайская машина. При чем дизайнерам удалось то, чего раньше в этой стране не случалось. Они сделали отличный автомобиль, глядя на который будет не трудно угадать страну его происхождения, но при этом и страна, и автомобиль вызовут симпатию, а не подозрение и тем более не отторжение. Какое имя получит этот очень удачный пикап не очень ясно. Пока его называют Superior / Супериор.
Свободное передвижение по своей обширной стране Коммунистическая партия Китая разрешила собственным гражданам совсем недавно. Народ на это отреагировал не сразу, для верности выждав несколько лет. Но зато потом в стране резко возник спрос на все атрибуты для путешествий, и среди них на такую непривычную даже для нас вещь, как автомобиль-дача. Интересней других на внутреннем рынке выступила фирма Great Wall / Грейт Волл, которая пошла по американскому пути и сделала передвижной дом на базе пикапа. За основу они взяли собственный Deer / Дир со сдвоенной кабиной и пристроили вместо кузова огромный жилой отсек. Поскольку тема эта оказалась новой и для покупателей и для производителя, то каких-либо канонов в строительстве мотор-хоумов в Китае не нашлось и фирма Great Wall / Грейт Волл занялась производством с чистого листа. В результате они оснастили дом на колесах всем, на что хватило духу. Например, кресла и диваны они обили натуральной кожей, мебель сколотили из натурального дерева, на стенку повесили жидкокристаллический телевизор, ну и, естественно, не забыли про душ, плиту и раковину на кухне. Чтобы как-то объяснить не осведомленным согражданам что это за такая непривычная машина едет по улице, по бортам они нарисовали пейзажи, как им показалось, тематического содержания. Американизмы в создании этого автомобиля привели к тому, что он получился универсально-международным, то есть без ярок выраженных национальных особенностей. За исключением цены. В Китае этот мотор-хоум стоит $15000, что не дорого даже по местным меркам.
Испытывая нежные чувства к братскому кубинскому народу, продолжающему бороться с американским империализмом, инженеры китайской фирмы Great Wall / Грейт Волл сделали стрейтч лимузин на базе своего новейшего внедорожника Hover / Ховер и подарили его Фиделю Кастро, чтоб ему было комфортней бороться. Hover / Ховер они удлинили ровно в два раза и обустроили по всем правилам американского лимузиностроения. Получилось с размахом, убедительно и в чем-то даже ново.